В 2023 году легендарная Баба Яга вернулась на кинематографическое поле битвы с выходом Джон Уик: Глава 4. Режиссёр Чад Стахельски, в главных ролях Киа́ну Ривз, Донни Йен, Билл Скарсгард, Лоренс Фишберн, Клэнси Браун и Иэн МакШейн, рассказывает историю Джона Уика, который искал мести против Высокого Стола и тех, кто оставил его умирать. Изначально запланированный на дебют в 2021 году, фильм был отложен из-за пандемии COVID-19 и в конечном итоге вышел 24 марта 2023 года. Он стал самой кассовой частью франшизы, собрав 447,3 миллиона долларов по всему миру при бюджете производства в 100 миллионов долларов. Фильм также получил широкое признание за захватывающие сцены действий, стильную кинематографию, режиссуру Стахельски и сильные выступления актеров. Теперь, спустя два года, Lionsgate и режиссёр Лен Уайзман расширяют вселенную Джон Уик с фильмом Балерина (также известным как Из мира Джона Уика: Балерина), первая официальная спин-офф франшизы. Но захватывает ли эта новая глава дух и высокий накал эмоций основной серии или же это просто поверхностная имитация, одетая в знакомую хореографию?
ИСТОРИЯ
В юном возрасте Эва (Ана де Армас) стала сиротой после того, как её отец был убит таинственным культом, возглавляемым теневым персонажем, известным только как канцлер (Габриэль Бирн). Без остальной семьи Эву приютила Винстон (Иэн МакШейн), который передал её на попечение Директора (Анжелика Хьюстон). Воспитанная в строгом и жестоком ордене Русская Рома, Эва была обучена становиться смертельным убийцей. Её бесстрашная свирепость быстро выделяет её, завоёвывая благосклонность Директора, когда она превращается в оружие непоколебимого послушания. Но когда шёпот о продолжающемся влиянии культа доходит до её ушей, Эва выбирает порвать с хваткой Русской Ромы. Её миссия меняется с служения на месть. Эта решимость усиливается её связью с молодой Эллой (Ава МаКкарти), дочерью Даниэля Пайна (Норман Ридус), бывшего исполнителя, который стал дезертиром от культа. С новым смыслом Эва входит в живот зверя, решительная уничтожить канцлера и его ревностных последователей. Её война угрожает не только уничтожить культ, но и рискует разрушить хрупкое перемирие между Русской Ромой и их давними врагами.
ХОРОШЕЕ / ПЛОХОЕ
Обычно эта часть моего отзыва сосредотачивается на ранее упомянутом фильме, а именно на Джон Уик: Глава 4. К сожалению, из-за напряжённого рабочего графика мне не удалось опубликовать обзор для этого конкретного фильма. Возможно, я вернусь к нему в какой-то момент, но сейчас я воспользуюсь этим разделом моего обзора Балерина, чтобы кратко поделиться своими мыслями о нём.
Лично мне очень понравилась Глава 4. Она оставалась верной основной идентичности франшизы и предложила именно то, что фанаты ожидали: стильные визуальные эффекты, изобретительные действия и высокий счет трупов, возглавляемый постоянно решительным Джоном Уиком. Фильм продолжает там, где Парабеллум закончил, и вкладывает в свою нарратив неукротимую энергию, завершаясь удовлетворительным и кинематографическим финалом.
Несмотря на это, я считаю, что время показа было чрезмерным. Длительностью 169 минут (два часа сорок девять минут) фильм часто казался затянутым, некоторые сражения затягивались слишком долго. Хотя каждая сцена была мастерски хореографирована, повторение затрудняло восприятие ряда моментов и чрезмерно раздувало историю. Честно говоря, сокращение на 30 минут помогло бы ускорить темп без ущерба для программных моментов фильма. Тем не менее, Джон Уик: Глава 4 оправдал ожидания фанатов и даже более чем, с захватывающими трюками, креативными убийствами и захватывающим финалом, который казался окончательным завершением саги Джона Уика.
Естественно, это возвращает меня к Балерине (или Из мира Джона Уика: Балерина), первой спин-оффе, действующей в рамках вселенной Джон Уик. Как упоминалось выше, Глава 4 дала франшизе реальное ощущение завершённости, так что я был удивлён, когда был объявлен этот новый проект. Ещё более удивительным былоCasting: Ана де Армас возьмёт на себя главную роль, а Киа́ну Ривз вернётся как Джон Уик в поддерживающей роли.
Изначально планировалось выпустить 7 июня 2024 года, Балерина столкнулась с несколькими задержками из-за пересъёмок, переписок и других производственных трудностей. В конце концов, фильм был перенесён на 6 июня 2025 года. С окончательной датой запуска, маркетинговая кампания активизировалась, трейлеры намекали на тот же стильный стиль и интенсивные действия, ассоциируемые с франшизой. Судя по предварительным просмотрам, фильм выглядел многообещающим, и как давний фанат серии, мне было не терпеж проверить его.
Я наконец-то увидел фильм в его открывающие уик-энд, хотя мне потребовалось неделя или две, чтобы этот отзыв был написан после того, как я справился с другими выходами первым. Итак, что я думаю о Балерине? Честно говоря, мне понравилось. Хотя он следует довольно предсказуемому нарративу и имеет несколько слабых мест в своей истории и персонажах, Балерина всё ещё является солидным и развлекательным спин-оффом. Он выигрывает от сильного главного исполнения Ана де Армас, креативно хореографированных действий и того же кинематографического аромата, который определяет фильмы Джон Уик. Он может не ударить так сильно или не казаться таким впечатляющим, как основные продолжения, но он работает как визуально стильное и удовлетворительно пустое действие, которое уверенно несёт дух оригинальной серии.
Примечание: Я понимаю, почему студия захотела включить имя Джон Уик в заголовок для распознавания бренда, но Из мира Джона Уика: Балерина довольно громоздко. Поэтому, ради краткости и ясности, я буду называть фильм просто Балерина в остальной части этого отзыва.
Балерина поставлена Леном Уайзманом, чьи предыдущие режиссёрские усилия включают Подземный мир, Живи свободно или умри тяжело и Вспомнить всё. Учитывая его историю с фильмами, полными действия, которые сочетают в себе напряжение и стильные визуалы, Уайзман, похоже, является подходящим выбором для руководства проектом, находящимся в рамках вселенной Джон Уик. Со своей стороны, Уайзман неплохо справляется с предоставлением новой истории в уже хорошо установленном мире теневых убийц и тайных организаций. Он подходит к Балерине с таким же высокооктановым духом и гладкой кинематографией, как и основные части, что меня изначально немного настораживало. Спин-офф фильмы могут быть неоднозначными: некоторые находят гармоничный ритм в существующем мире, в то время как другие кажутся неуклюжими либо исключениями,Disconnected from the source material. К счастью, Балерина хорошо сочетается с фильмами Джон Уик. Уайзман даёт фильму свою идентичность, одновременно аккуратно вплетая его в более широкую мифологию франшизы.
Как и предыдущие сиквелы, Балерина успешно расширяет вселенную, погружаясь глубже в её миф, её скрытые уголки. Сценарий, написанный Шэем Хаттеном, который также соавтором Глава 3 – Парабеллум и Глава 4, дальше развивает мир, описывая восхождение Эвы в Русской Роме, обширное влияние культа и ограниченную, но значимую роль Джона Уика в истории. Эти элементы помогают строить на существующем нарративе, одновременно добавляя новые слои интриги и формирования мира.
Чтобы быть честным, история Балерины заимствует больше, чем несколько моментов из предыдущих частей Джон Уик, скорее всего, по замыслу. Тем не менее, здесь достаточно свежего запаса, чтобы позволить фильму стоять на своём месте. Да, знакомство порождает уровень предсказуемости (об этом ниже), но большинство людей, включая меня, не идут в боевик или триллер, ожидая революционной оригинальности. То, что мы ищем, это действия, и в этом смысле Балерина оправдывает ожидания. Сценарий также позволяет больше ориентированной на характер истории, чем то, что мы обычно видим с самим Уиком. Где прошлое Джона часто намекается в фрагментах, путешествие Эвы открыто, давая нам более личный взгляд на её превращение. Это добавляет эмоциональной глубины и даёт зрителям нечто большее, чем стандартный «один человек-армия». Хотя и не без недостатков, сценарий выполняет свою функцию и обеспечивает крепкий фундамент.
И это приводит нас к действию, возможно, самому важному компоненту любого фильма или спин-оффа Джон Уик. К счастью, Балерина не разочаровывает. Хотя стиль действий немного отличается от основных частей, он по-прежнему остаётся в гармонии с ДНК франшизы. Позвольте мне объяснить. Подход Эвы к бою контрастирует с подходом Уика; тогда как Уик часто врывается в комнату с неумолимой стрельбой, Эва, будучи меньшей, более быстрой и встречающей больше физических недостатков, адаптируется с большей тактической точностью и ловкостью. Хореография фильма отражает это, и Уайзман делает похвальную работу в создании боевых сцен, которые дополняют её уникальный набор навыков.
В фильме по-прежнему много оружия, рукопашных боёв и безумного хаоса, но исполнение более расчётливо. Соперничества Эвы являются методичными, но интенсивными, и то, как она разбирается с противниками, демонстрирует как креативность, так и стратегию. Тем не менее, действие остаётся кинетическим и стильным от начала до конца, захватывая ту же дух волнения, который определяет франшизу. Сетpieces are well-staged, tightly edited, and visually exciting, delivering on the series’ signature blend of grace and brutality. In short, Балерина lives up to the hype in its action, offering plenty of thrills for longtime fans and newcomers alike.
В целом, я почувствовал, что Уайзман делает довольно хорошую работу по введению новой нарративной линии во франшизу Джон Уик. Балерина добавляет ещё одно крепкое и приятное пополнение в франшизу, предоставляя такой тип истории о мести с убийцей и стильным действием, который ожидали фанаты, одновременно сохраняя ощущение своей собственной уникальной главы в более крупной вселенной.
С точки зрения презентации, Балерина абсолютно выглядит и ощущается как фильм Джон Уик. Он захватывает характерную для франшизы комбинацию кинематографического блеска и приземлённого реализма, придавая именно столько визуального миростроения, чтобы сделать среду как погружающей, так и аутентичной. Подобно своему предшественнику, фильм наполнен выразительными сетpieces, каждый визуально отличительный, начиная от неоновых киберпанковских декораций и современный архитектуры, заканчивая тихими, атмосферными европейскими деревенскими сценами. Всё это создано целеустремлённо и с характером, создавая динамическую визуальную игральню для Эвы и остальных членов актёрского состава. За это стоит поблагодарить талантливую команду «за кадром». Продукционный дизайн Филлипа Айви, вместе с декораторами Софи Отманова и Летицией Сантуччи, и дизайнером по костюмам Тиной Каливой, помогают оживить этот мир с деталями и единством. Художественное направление и отделы по гриму и макияжу ещё больше дополняют эстетическую сторону фильма, обеспечивая, чтобы он выглядел стильным, соответствующим остальной вселенной Джон Уик.
Поддерживает всё это кинематография Ромена Лакурбуса, которая прекрасно согласуется с установленным стилем серии. Лакурбус наполняет фильм элегантными, стилизованными визуальными эффектами, уравновешивая тесные, интимные моменты с широкими, драматическими углами и динамическими движениями, которые подчеркивают действие. Звуковое оформление — ещё один выдающийся аспект, каждый выстрел, взрыв и хруст костей транслируется с четкостью и воздействием, повышая впечатления от фильма.
Наконец, музыкальная партитура, написанная возвращающимися ветеранами Джон Уик Тайлером Бейтсом и Джоэлем Дж. Ричардом—добавляет ещё один уровень энергии и настроения. Хотя знакомые мотивы франшизы звучат на протяжении всего, дуэт добавляет немного больший киберпанковый оттенок к Балерине, придавая ей свою музыкальную идентичность, которая плавно переходит от одной сцены к другой. Результат — саундтрек, который дополняет тон фильма, одновременно помогая ему выделяться как самостоятельный опыт в рамках франшизы.
К сожалению, Балерина не обходится без недостатков. Хотя эти проблемы не полностью отвлекают от развлекательной ценности фильма, они оставляют определённые элементы неуклюжими или грубыми в плане исполнения и нарративной целостности.
Итак, что не сработало? Во-первых, история начинает терять скорость во второй половине. Как я уже упоминал, первый акт делает похвальную работу по созданию основ, исследуя восхождение Эвы, её обучение и мотивации. Тем не менее, как только фильм проходит середину, сюжет начинает скатываться в более привычные территории. Он сильно опирается на формульные тропы и предсказуемые сюжетные линии, особенно общие для франшизы Джон Уик и более широкого поджанра «один человек-армия». Хотя личные ставки остаются неизменными и продолжает придавать нарративу вес, ощущается заметное падение нарративного напряжения и оригинальности. Написание становится более жестким, и история начинает казаться слишком знакомой.
Кроме того, я замечал, что диалоги не обладали той остротой, которая наблюдается в предыдущих частях. Некоторые строки казались неуклюжими, либо в том, как они были написаны, либо в том, как они произносились. Это не является краш-тестом, и я уверен, что большинство фанатов не утратят вдоволь раздражения, но сценарий мог бы выиграть от более утонченного подхода к проработке своих эмоциональных и тематических пунктов.
Были также моменты, когда темп и монтаж казались немного диссонансными — вероятно, следствие бурной истории производства фильма. Как многие изобретения знают, Балерина столкнулась с несколькими задержками, пересъёмками и переписками, прежде чем достигла своей окончательной версии. В какой-то момент даже Чад Стахельски, режиссёр главных фильмов Джон Уик, был приглашён для помощи с некоторыми из этих пересъёмок. Из-за этого, становится ясно, что законченный продукт не совсем соответствует оригинальному видению. Разумеется, сложно сказать, какие творческие решения исходили от Уайзмана или Стахельски, но конечный результат ощущается слегка сшитым вместе временами. Фильм несомненно является согласованным и лёгким для восприятия, но некоторые переходы между поворотами сюжета кажутся непоследовательными или невыразительными, словно части двух разных видений были объединены без идеального единства.
Как незначительное замечание, я также нашел некоторые из выборов непрерывности в фильме немного запутанными. Балерина помещается между событиями Джон Уик: Глава 3 – Парабеллум и Глава 4, и хотя несколько намеков на основную серию хорошо расставлены, другие более запутаны. Например, есть несоответствия в отношении персонажей, которые должны быть ранены, отсутствовать или каким-либо образом учитывать исход на основе временной линии. Это вызывает вопросы о непрерывности и нижестоящих вопросах. Является ли это реткон? Ошибка? Трудно сказать, но это может оставить преданных фолловеров франшизы потирать затылок.
Актёрский состав Балерины довольно силен в целом, многие актёры явно наслаждаются своими ролями. Хотя некоторые персонажи могли бы быть лучше проработаны, в значительной степени благодаря тому, как структурирована и написана история, сами выступления сильны, и несколько актёров приносит замечательное присутствие и энергию на экран.
Во главе с Ана де Армас в роли Эвы Мака́рро, центральной героини фильма — молодой женщины, обученной смертоносным искусствам убийства и движимой личной местью. Известная по своим ролям в Ножах на полу, Военные псы и Бегущий по лезвию 2049, Армас понемногу сконструировала впечатляющее резюме за последние несколько лет, доказав, что она универсальная и способная актриса. Её короткая, но запоминающаяся роль в Не время умирать, 25 фильме об Джеймсе Бонде, ясно показала, что она может сиять в высокооктановом действии с точностью. (Примечание: она была великолепна в этом фильме, и если бы её когда-либо утвердили на роль девушки Бонда в большей степени, я думаю, она бы идеально подошла.)
В Балерине Армас приносит тот же набор навыков на передний план. Она хорошо уравновешивает уязвимость и силу, воплощая роль яростной, решительной женщины с убедительной нюансировкой. Она уверенная и управляющая, более чем способная вести сцену и продвигать сюжет вперед. Её физическое исполнение в действиях убедительно, и её эмоциональные моменты попадают в нужные точки, помогая зрителям воспринимать Эву как нечто большее, чем просто одностороннюю месть.
Что также делает персонаж Эвы интересным, так это то, что её история, по крайней мере в первом акте, безусловно более проработана, чем прошлое Джона Уика. В то время как оригинальные фильмы Уика медленно раскрывали детали о таинственном прошлом Джона, Балерина берёт более прямолинейный подход, предлагая понимание детства Эвы, обучения и мотивации прямо с самого начала. Хотя темп действительно ускоряет некоторые из этих историй, чтобы обновить зрителей, он всё же даёт Эве чуть больше эмоционального контекста с самого начала.
Тем не менее, есть определённые моменты — особенно в третьем акте — когда арка Эвы кажется несколько производной от собственного пути Джона Уика. Некоторые сюжетные моменты кажутся «скопированными и вставленными» из основных частей. Тем не менее, формула работает, и Балерина применяет её достаточно эффективно, чтобы дать Эве свою собственную идентичность. В конечном итоге я считал, что Армас отлично справилась с этой ролью. Она заполняет ботинки персонажа, похожего на Джона Уика, с мастерством, присутствием и харизмой, в то же время предлагая нечто отличное благодаря своему собственному стилю и подходу к бою и исполнению.
Что касается злодея Балерины, эту роль выполняет канцлер, таинственный лидер опасного культа убийц, находящегося в Халлштадте, сыгранный Габриэлем Бирном (Человек в железной маске и Наследие). Хотя сам персонаж несколько обобщён и не предлагает ничего нового как антагонист, присутствие и исполнение Бирна помогают поднять роль. Канцлеру не хватает уникальной личности или угрозы, как у предыдущих злодеев Джон Уик, таких как Сентино Д’Антонио, Судья или маркиз Винсент Биссе́т де Грамон. Тем не менее, Бирн добавляет достаточно тяжести, чтобы сделать его увлекательной угрозой и эффективным, хоть и формульным злодеем.
Как замечание для просмотра, Каталина Сандينو Морено (Мария полная благодати и Самый насильственный год) даёт солидное выступление в роли Лены, убийцы на службе у канцлера. Хотя её персонаж начинает как стандартная метчица, она становится более увлекательной по мере того, как история развивается, особенно через её взаимодействия с Эвой. Морено хорошо справляется с этими более эмоциональными моментами и добавляет тонкий слой глубины к роли.
Однако одним из более разочаровывающих исходов кастинга стал Норман Ридус (Бунтовщики и Ходячие мертвецы), который играет Дэниела Пайна, убийцу с связями с культом и важной фигурой в общем конфликте. Несмотря на то, что его сделали важной фигурой, Ридус, к сожалению, недостаточно использован. Его сцены немногочисленны и ощущаются неполными, как будто его персонаж должен был сыграть большую роль в более раннем варианте сценария. Ридус хорош в роли, но его персонаж в конце концов кажется недоработанным. В связующем замысле, молодая актриса Ава Джойс МаКкарти (Андор и Дети Примрозы) исполняет роль дочери Пайна, Эллы. Она выполняет свою роль, не выходя за рамки типичного «невинного ребёнка в опасности», но справляется с задачей, как требует сюжет.
Ну, конечно, «большой слон в комнате» — это появление самого Джона Уика, легендарной Бабы Яги, снова сыгранной Киа́ну Ривзом (Матрица и На грани). Давайте проясним: Ривз не является звездой этого фильма, и его роль не затмевает главное продвижение Ана де Армас. Тем не менее, его присутствие является приветственным. Уик появляется в нескольких ключевых сценах, включая некоторые короткие, но захватывающие действия, которые, безусловно, порадуют давних поклонников. Обоснование сценария для его участия в конфликте Эвы с культом немного неуклюже и не совсем убедительно, но его присутствие помогает зарядить третий акт фильма. Был ли он необходим в истории? На самом деле, фильм вполне мог бы функционировать и без него, но его возвращение всё же добавляет удовлетворительную дольку непрерывности и фан-сервиса.
Так же приятно видеть возвращающихся второстепенных персонажей из основной серии Джон Уик. Иэн МакШейн (Мертвый и Кунг-фу панда) снова играет свою роль Винстона, постоянно сдержанного менеджера Нью-Йоркского Континенталя. Как всегда, МакШейн произносит свои строки с безупречным таймингом и обаянием, благодаря чему любая сцена, в которой он находится, становится более увлекательной. Рядом с ним — покойный Ланс Реддик (Провода и Бош) в своём последнем исполнении как Шарон, верный консьерж Континенталя. Реддик снял свои сцены до своей смерти, и его игра сохраняет ту же грацию, сдержанность и тихую авторитетность, которые стали любимыми у поклонников. Его присутствие является сердечным и уважительным данью памяти актёра. Наконец, приятно видеть Анжелика Хьюстон (Семейка Адамс и Навсегда после) вернуться в роли Директора, стальной матриарх Русской Ромы. Так же, как и в Джон Уик: Глава 3 – Парабеллум, Хьюстон приносит на экран командующее присутствие, олицетворяя своего персонажа с холодной силой и величием. Её сцены ограничены, но значимы, и она продолжает быть занимательной частью этой вселенной.
Остальной актёрский состав, включая актрису Шарон Дункан-Брюстер (Дюна и Энола Холмс 2) в роли наставника Эвы Ноги, актёра Роберта Массера (Машина и Где Уанда?) как правой руки канцлера Декса, актёра Вариса Алуалюты (Внутренний человек и Дарджилинг ограниченный) как культиста, надзирающего за городом Халлштадт по имени Глаз, актёра Дэвида Кастанеды (Академия зонтика и Сицилио: День солдат) как отца Эвы Хавьера Мака́рро, актёра Абрахама Попоулы (Круэлла и Проклятие) как высококлассного оружейника и продавца в Праге по имени Фрэнк, актрисы Чой Суён (Мои весенние дни и Письмо фанатам) как первую цель Эвы на поле — Катла Парк, актёра / каскадера Чжун Да Хонга (Боец в ветре и Берлинский файл) как захватчика Катлы Сеона Ил и актрису Джулиет Дохерти (Странная девушка в и Странной земле и Высокий танец) как Татьяну, талантливую балерину, которая заводит дружбу с Эвой во время их обучения в Русской Роме, делегируются небольшим персонажам в фильме. Хотя их роли бесспорно ограничены по дизайну, я чувствовал, что каждая привносит в свои роли какие-то характерные нюансы и присутствие, что, на мой взгляд, является хорошим знаком.
ИТОГОВЫЕ МЫСЛИ
Ищущая мести против тех, кто ответственен за убийство её отца, Эва Мака́рро использует свои смертоносные навыки, распутывая тёмную паутину, окружающую таинственный культ в Балерине, или, как он официально называется, Из мира Джона Уика: Балерина. Последний проект режиссёра Лена Уайзмана берёт то, что фанаты любят в франшизе Джон Уик, и предлагает новую перспективу в этой же вселенной, доставляя рассказ, который ощущается одновременно знакомым и свежим. Это удаётся благодаря тому, как всё это переплетено, и хотя оно иногда наклоняется на знакомые тропы и жанровые клише, Уайзман делает так, чтобы всё работало. Его направление, интенсивные экшн-сцены, мастерски поставленные трюки, гладкие визуалы, поразительная кинематография и способный актёрский состав объединяются, чтобы создать что-то занимательное и стоящее. Лично мне понравился этот фильм. Хотя он и не достигает таких высот, как основные фильмы Джон Уик, в значительной степени из-за того, как стилистически и нарративно сжаты эти фильмы, Балерина всё ещё остаётся гораздо более успешным спин-оффом, чем многие другие истории из франшизы. Он сохраняет дух и стиль основной саги, с сильными экшн-эпизодами и визуально богатой презентацией. Особенно хороша Ана де Армас в главной роли, придавая как веру, так и эмоциональную тяжесть персонажу Эвы и её боевой мощи. Таким образом, я бы дал Балерине положительный «рекомендуется», особенно для фанатов серии Джон Уик и боевиков в целом. Конец фильма намекает на большее, что следует в пути Эвы Мака́рро, и я, во всяком случае, был бы очень заинтересован, чтобы увидеть, куда её история пойдет дальше. В конечном итоге, Балерина — это стильный, ударный экшен-триллер, который не только оправдывает свои предпосылки, но и добавляет смелую новую главу в кинематографическую вселенную Джон Уик, пропитанную жесткостью, грацией и обещанием мести, которую ещё нужно реализовать.